ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ ТРЕВОГИ
⠀
По статистике, у сорока процентов людей на земле по разным причинам повышен фон тревоги. Они просыпаются утром и уже тревожатся. То о работе тревожатся, то о детях, то деньгах, то о будущем... И особенно сильно такие люди так тревожатся, когда не могут найти объективных причин для этой самой тревоги и пускают в ход свое богатое воображение.
⠀
А вдруг это какое-то хроническое заболевание? А вдруг рентгенолог (хирург, терапевт, любой другой врач) пропустил на снимке что-то важное? А вдруг этот кашель — первый симптом неизлечимого заболевания, которого еще никогда не было в природе? А вдруг...
⠀
Когда тревоге человека не во что упереться, он часто варится в своем персональном аду и всё пытается найти внешнюю причину. Но иногда случается так, что внешняя причина находится. Иногда бог награждает легким хроническим заболеванием, а иногда рождается болезненный ребенок или муж на опасную работу поступает — и понеслось: анализы, доктора, звонки, проверки, меры предосторожности. А еще иногда в мире происходит какая-то серьезная катастрофа, помогающая произвести так называемое опредмечивание тревоги.
⠀
Что это такое? Это процесс, когда причина тревоги из собственной психики помещается во внешний объект или процесс. Например, как сейчас, в мировой кризис, или в ситуацию с соотечественниками, застрявшими в аэропорту на чужой земле, или в тяжелую участь белых медведей в условиях глобального потепления... Человеку, который наконец опредметил свою тревогу, становится гораздо легче. Он знает, что происходит, он контролирует, принимает меры, боится, но всё равно ему легче, потому что внешний объект найден. И пока этот объект снаружи и далеко, можно спать спокойно.
⠀
Вот почему многие люди с тревожными расстройствами так хорошо чувствуют себя в кризисные времена. Ибо тревога вынесена вовне. Опредмечена. Ведь очень сложно осознавать, что она внутри и надо что-то с этим делать. Да и не просто, будучи в тревоге, что-то с ней делать, ибо многие действия тревогой же и продиктованы. Гораздо проще позвонить близким и спросить, всё ли с ними в порядке и нет ли повода за них потревожиться. Для чего еще нужны близкие? Конечно, чтобы опредмечивать свою тревогу! Вам никогда бабушка не звонила с вопросом, всё ли у вас в порядке, а то что-то она тревожится? Вдруг есть повод потревожиться за вас, и от этого бабушке внутри станет легче?
⠀
Потому что если нет, то придется разбираться с собой. А это уже совсем другая история...
⠀
Аглая Датешидзе